sparrowhawk (sparrow_hawk) wrote,
sparrowhawk
sparrow_hawk

Инженеры человеческих душ

Чтобы заработать себе на хлеб, я каждое утро
Отправляюсь на рынок, где торгуют ложью.
Уповая на успех,
Я становлюсь посреди продавцов.

Бертольд Брехт «Голливудская элегия»


Наиболее умелыми пропагандистами в настоящий момент являются американцы. Нужные идеологические посылы не навязываются грубо в лоб, а преподаются мягко и ненавязчиво. Лучше всего это отслеживать в кинофильмах, которые собирают миллионные аудитории по всему миру, и телевизионной продукции – прежде всего сериалах, которые сделаны очень качественно, приобретают преданных поклонников, что смотрят сериалы из сезона в сезон, годами, привыкают доверять суждениям понравившихся героев и даже отожествляют себя с ними, сознательно или неосознанно копируют какие-то модели поведения.

Честно говоря, я просто восхищаюсь их мастерством. Вот у кого стоит учиться! Доктор Геббельс кусал бы локти, что уж говорить за советских агитаторов, которые к излёту совка вовсе утратили креативность, и создавали такое убожество, в которое не поверил бы и клинический идиот. Наверняка над этим процессом у американцев постоянно работает множество психологов, социологов, политологов и мастеров PR. Это победители. А совкам – любителям задорнова оставим презрительно тянуть: «ну, тупыыыые пидосы». Смотреть на лица тех, кто пришёл отдать свои деньги этому «юмористу», чтобы тот рассказал им, какие они «умные» по сравнению с американцами – очень поучительно. Я, бывало, когда натыкался на задорнова , клацая каналами – выключал звук и наблюдал за зрителями, в те моменты, когда показывали зал. Тут вам и Босх, тут вам и Макиавелли, как говорится.

Недавно вот посмотрел очередную комедию «Признание нацистского шпиона* шопоголика». Комедия добротная, вызывает «нормальную человеческую реакцию». И вот под эту реакцию вплетаются следующие «нить»: антикризисная. В фильме показывается, в частности, как «честный финансовый журналист борется с плохими коррумпированными менеджерами корпораций, которые мухлюют с отчётностью, обманывают акционеров, скрывают убытки и накручивают прибыли дабы положить украденные в результате этого всего деньги в свой карман» (вспомним скандал с неожиданными банкротствами крупнейших компаний, где директорат играл в грязные игры, который подкосил американскую экономику). Прямо показывается забота о «маленьком американце», говорится о «Бетси, которая инвестировала свои 200 долларов и может их потерять из-за нечистоплотного менеджера». Звучат ободряющие слова «если уж Америка может нормально жить с миллиардными внешними долгами – моя дочь справится со своими тысячами». Фильм явно ориентирован в первую очередь на собственно американскую аудиторию и оставляет за собой такое послевкусие: «Да, сейчас кризис, и нам тяжело. Но мы обязательно всё преодолеем. Надо быть оптимистом и верить в лучшее. Честные и профессиональные финансисты стоят на страже твоих интересов, они думают над тем, как максимально защитить твои сбережения и инвестиции. Коррупционеры и безответственные махинаторы, которые привели компании к банкротству и содействовали кризису будут наказаны».

Теперь о сериалах. В них процветает жанр производственного романа. Те, кто помнит искусство «социалистического реализма», хорошо представляет себе, что это такое. Но, в отличие от большинства советских образцов, американцы умеют делать производственный роман захватывающим!

Пресловутый «Доктор Хаус» - это производственный роман о медиках. Но сейчас я хотел бы сказать о производственном романе из жизни юристов – сериале Shark (Акула). Показывается функционирование американского госаппарата, комплекса правоохранительных органов, в частности. Персонажи живые, это не «картонные фигуры строителей коммунизма». Это обычные люди, со своими проблемами и недостатками. У них бываю проблемы в семье, неурядицы на работе, трудные характеры… но! При всём этом в критические моменты они всегда делают правильный выбор. Т.е. герой может изменять жене или схитрить со штрафом за парковку – но он никогда не позволит себя подкупить, чтобы наркобарон вышел на свободу, скажем так. У зрителя формируется ощущение: «Мы в надёжных руках. На страже закона нашей безопасности стоят такие парни. Они не ангелы, а кто ангел? Но они знаю своё дело и делают его хорошо»

Много интересных нюансов. Например, во главе команды стоит «умудренный белый», руководящий «молодыми и полными энтузиазма неграми и латиносами». Как это напомнило мне клише про «мудрого партийца, который сдерживает излишние порывы комсомольской молодёжи»! но насколько тоньше, вкуснее…

Обязательно показывается защита слабого от сильного. Прокуратура сцепится даже с могущественной корпорацией. Чтобы защитить интересы фактически бесправных поденных рабочих. «Нас не остановит никакой «блат» и никакие деньги!»

Очень хорошо показана соревновательная суть американского общества, которая, как в капле воды, отражена в американском суде. Обвинение и защита – это две «политические партии», которые аппелируют к народу – присяжным, защищая каждый свою «программу». Судья – арбитр, управляющий ходом процессуальных действий. Всё пропитано политикой, всё построено на компромиссах и договорённостях. Даже с правонаруштелями – выгоднее раскрутить одного соучастника на «сделку с правосудием», смягчив для него наказание, чтобы он дал показания против остальных преступников.

Политика (напомню значение этого затёртого масс-медия слова: это «царское искусство», искусство управления государством и обществом, "умение оберечь всех граждан и по возможности сделать их из худших лучшими" по словам Платона) и пронизывает всё. Все госслужащие являются публичными фигурами, они незакрыты от общественного мнения. Они должны уметь им управлять. Только так можно построить карьеру.

А теперь сравним это всё с настроениями, которые возникают у граждан, после просмотра продукции российских кинематографистов. Уже молчу о том, какого «качества», с позволения сказать, эта продукция. Их спасает лишь агрессивный напор на «великодержавность», которой пытаются заткнуть все дыры. Да, под дуду «великодержавности» большинство «москальствующих» может плясать, словно крысы под напевы флейты Гаммельнского дератизатора. Но это не панацея. Нет качественного идейного наполнения и качественного же исполнения. И, пожалуй главное, сами «идеологи» не верят ни во что, кроме денег. А на этом общество не построишь.

Так что думайте, у кого учиться и на кого ориентироваться, дорогие мои.

Несколько предыдущих записей на схожую тематику:

"Перевізник-3" - Українська тема

ще про "Перевізника"

политика и бокбастеры

переход

__________________________
* - «Признание нацистского шпиона» - классическая чёрно-белая голливудская картина. В каждую эпоху свои идеологические задачи. Но что-то остаётся неизменным.
Tags: кіно, політика, роздуми, спостереження
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments